Back to top

Интервью генерального директора сети "КДЛ ОЛИМП" Сулейменова Е.М. журналу "Улагатты Медицина"

УЛАГАТТЫ МЕДИЦИНА
4 (6) АВГУСТ–СЕНТЯБРЬ 2014

Текст: Мадина Нургалиева

 

Независимая клинико-диагностическая лаборатория «Олимп» первой в Казахстане прошла международную аккредитацию по требованиям Международной ассоциации аккредитованных лабораторий, тем самым повышая общую планку качества услуг в отрасли. Об этом, и многом другом мы беседуем с генеральным директором КДЛ «ОЛИМП» Ерланом Сулейменовым.

 

 

- В этом году заканчивается действие программы «Саламатты Казақстан» на 2010-2014 гг. Каковы Ваши оценки реализации данной программы?
- В текущем году в рамках реализации госпрограммы «Саламатты Казақстан» на 2010-2014 гг. не произошло значительных изменений, которые бы отразились на развитии частного сектора здравоохранения на системном уровне. Речь, скорее, идет об отдельных реализованных мерах. К примеру, открылись частные гемодиализные центры, централизованная лаборатория ОЛИМП в Караганде и др. В будущем мы ожидаем продолжения последовательной политики Минздрава без всяких неожиданностей, без внезапных изменений тарификатора задним числом.

 

- Как Вы относитесь к идее передачи скрининговых программ в ведение частных игроков, имеющих сети по всей республике? Например, по туберкулезу и др.?
- Относительно туберкулеза скажу, что, вероятнее всего, частным игрокам не дадут участвовать в этом процессе, т.к. проблема туберкулеза очень актуальна, и на сегодняшний день ее очень серьезно контролируют на уровне государства. Кроме того, имеются еще международные игроки, внедрена программа DOTS, поэтому в вопросах скрининга туберкулеза ситуация особая. Что касается скрининга рака, всевозможных гепатитов или других скринингов, тут возможен иной вариант. Но государственный сектор пока не готов и не может полноценно работать на республиканском уровне, а среди частных игроков пока есть только пара таких, кто реально может это осуществить и полностью предоставить данные услуги в масштабе республики. На мой взгляд, системной мерой стало бы введение рейтингов руководителей управлений медицины в регионах. Сейчас все больше полномочий передается на региональный уровень, поэтому было бы логично передавать им и ответственность. Этот рейтинг надо создать исходя из достижения целей госпрограммы по развитию медицины, и конкретно - частного здравоохранения: развитие ГЧП, привлечение частных игроков к выполнению госзаказа и т.д. Анализ можно провести по итогам текущей программы и нового этапа на ближайшие 5 лет. Дело в том, что в отдельных регионах руководители управлений здравоохранения заняли жесткую позицию, не давая развиваться частному сектору. Главврачи боятся с нами работать по той простой причине, что первый руководитель попросту «режет» и ограничивает частный сектор. Это можно легко промониторить по списку субподрядчиков, из которого видно, насколько частный сектор присутствует в обсуждаемом процессе. Это серьезная проблема, которая противоречит политике президента страны по развитию частного сектора в здравоохранении.

 

- Вы представляете крупную отечественную компанию медицинского сектора. Как Вы относитесь к государственно-частному партнерству (ГЧП) в медицине?

- Отношусь положительно, но если говорить откровенно, мы не стараемся особо встраиваться в этот процесс. В законодательстве многое не прописано, нет конкретных правил, по которым можно было бы работать. А успешно работать можно только тогда, когда есть четко прописанные правила. Любому инвестору или частнику важно участвовать в ГЧП, но до тех пор, пока сама политика здравоохранения не прописана четко, я считаю это нецелесообразным. Вот один из наглядных примеров: апрельские изменения тарификатора без согласования с предпринимателями, на мой взгляд, не вполне законны, потому что они не были обоснованы расчетами и не согласованы даже с Национальной палатой предпринимателей, т.е. ценовая/тарифная политика не стабильна. А это влечет за собой высокие риски, хотя в ГЧП указано, что тарифы не могут меняться. Отсюда и сдержанное отношение к подобным проектам. Необходимо также учитывать, что медицинский бизнес – лакомый кусочек не только для частников, но и для госчиновников, которые видят себя в будущем управленцами. По- этому здесь очень жесткая конкуренция даже для действующих главврачей, которые хорошо знают свое лечебное учреждение. Полагаю, что частнику, который не находится в общей системе здравоохранения, сложно включиться в проект, связанный с приватизацией медучреждений, особенно в привязке с ГЧП. Не зря ведь говорят, что хорошие чиновники – это отличные бизнесмены. Поэтому мы, имея опыт работы в нашей медицине, сеть по всей стране, партнеров, которые хотели бы поучаствовать в данном процессе, не идем в ГЧП по управлению какой-нибудь государственной больницей.

 

- Как Вы оцениваете итоги этого года для рынка не за висимых клинико-диагностических лабораторий в РК?

- Рынок растет по всем направлениям. Например, крупная казахстанская компания ГЕМ слилась с российской INVITRO, зашли на наш рынок азербайджанские инвесторы с компанией AQUALAB и т.д. Казахстанские компании начали активнее выходить на внешние рынки. Бурно развиваются небольшие городские лаборатории, они начали четче позиционироваться на рынке, смелее расширяться и конкурировать. Вместе с тем происходит качественное развитие рынка – вглубь. К примеру, только наша компания внедрила свыше 20 новых высокоинформативных лабораторных тестов, направленных на диагностику патологии печени, редких инфекционных заболеваний, аутоиммунных процессов, онкопатологии и аллергии.

 

 

- Как бы Вы охарактеризовали этот год по вашей компании?
- Мы в тренде – развиваемся по всем направлениям. Как уже отметил выше, расширяем линейку продуктов за счет высокоинформативных и уникальных для нашей страны тестов. Примерно наполовину увеличили количество точек по стране, заключили прямые контракты на закупку реагентов у европейских производителей (что позволило сократить расходы на них где-то на 20% и легче «перенести» девальвацию тенге и снижение цен по государственным закупкам), выходим на российский рынок (г. Омск), и др. Однако самое главное, на что мы ориентировались в этом году, это качественное развитие компании, доведение бизнес-процессов до международного уровня. В 2014 г. наша лаборатория прошла международную аккредитацию по ИСО 15189:2012 «Лаборатории медицинские. Специфические требования к качеству и компетенции». Считаю это большим достижением как для клиентов и партнеров КДЛ «Олимп», так и для нашей команды. Теперь результаты наших исследований признаются в любой клинике мира, гарантией чего является наличие на бланке результата знака ILAC-MRA (ILAC – Международная ассоциация аккредитованных лабораторий). В условиях, когда наши соотечественники не- редко лечатся за рубежом, это удобно, и экономит время и деньги. К тому же это завершение целого этапа организационного развития компании длиной в несколько лет. На начальном этапе мы прошли обучающие курсы и стали с помощью специалистов внедрять у себя данный стандарт. Затем мы привлекли специалиста из Литвы – г-жу Горину, заключили с ней контракт по поводу предварительной оценки нашей лаборатории. Она провела нам аудит по стандарту 15189 в двух лабораториях – в Астане и Караганде. Было выявлено более 80 несоответствий, большинство из которых мелкие и незначительные, но обнаружилось и несколько критичных, которые мы исправили. Когда уже в 2012 г.мы были готовы пройти сертификацию по версии 2008 г., вышел обновленный стандарт 2012 г., что потребовало значительных изменений.

 

- Какие существуют отличия версии 2007-го и 2012 года? Насколько они существенны?
- Ключевое, пожалуй, в том, что основной упор сделан на повышение стандартов качества, высокие требования к работе с пациентами, нацеленность на то, чтобы любые процедуры, которые есть у нас в лаборатории, были прозрачными, легко проверяемыми на каждом этапе. В 2012 г. эти стандарты пересмотрены в сторону ужесточения. Потребовалось их усилить, включив фиксацию времени забора биоматериала в обязательном порядке. Соответственно, с этого момента необходимо было фиксировать и время доставки в лабораторию, которое нельзя нарушать. У нас есть такие стандарты, где время доставки должно составлять 4 часа с момента забора биоматериала и до момента его поступления в лабораторию. Важно видеть этот процесс на каждом этапе, по каждому клиенту, по каждому забору. Фиксируется все – какая медсестра осуществляла забор, как это происходило, время прибытия в лабораторию. Чтобы добиться выполнения этих требований, понадобились определенные расходы и усилия, начиная от разработки программного обеспечения для лабораторных информационных систем и заканчивая увеличением количества лабораторий, точек забора материала и т.д. Этих моментов не видно, они происходят внутри и незаметны для обывателя, но достигаются значительными усилиями персонала. Еще один важный фактор, который нужно учитывать. У нас свой регион мира, свой рацион питания – где-то больше мяса кушают, где-то – мучное и т.п. Все это влияет на нормы, которые следует мониторить и делать специальные нормативы для результатов анализов, применимых именно для Казахстана. Для этого надо иметь хорошие лаборатории. Например, печеночные пробы. Есть люди, которые не болеют, у них все в порядке. Когда набирается определенное количество этих здоровых людей и их показателей по результатам анализов, составляется норматив – наш, казахстанский. Сегодня мы пользуемся материалами европейских производителей, и они рекомендуют нам эти нормы. Но у них всегда есть оговорка, что на территории вашего населенного пункта нужно получать свои значения, которые надо внедрять и использовать. У нас этого пока нет. Но если приложить совместные усилия, то в будущем было бы хорошо это реализовать. Считаю, мы тоже можем в этом помочь, поучаствовать в данном процессе, чтобы получить и создать свои нормы. Еще одно изменение связано с нашими измерительными приборами – это весы, дозаторы и т.д., и их нужно проверять в специальных калибровочных лабораториях, которые прошли аккредитацию по сети ILAC (Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий). В нашей стране нет ни одной испытательной лаборатории, которая могла бы обеспечить выполнение требования ILAC к уровню прослеживаемости средств измерений. Поэтому мы были вынуждены проверять свое оборудование в другой стране, а это время и дополнительные расходы.

 

- Решение каких вопросов технического или человеческого плана далось тяжелее в процессе подготовки к аккредитации?
- Как ни странно, с технической стороны у нас все оказалось более гладко, т.к. мы к этому давно готовились и наша задача заключалась в переходе на этот уровень изначально. Наша главная цель – высокое качество, т.е. эти вопросы мы сразу ставили перед собой и решали. У нас есть специальный лабораторный продукт – лабораторная информационная система (ЛИС), и это позволяет правильно выстроить технологический процесс, т.е. все этапы в лабораториях, в процедурных кабинетах обозначены и выстроены, все знают что им делать и как делать. Что касается человеческого фактора – это, с моей точки зрения, самый тяжелый момент. Работа по подготовке персонала к аккредитации – сложная, т.к. люди не знают, что это такое, не имеют понимания и представления о стандартах, которые существуют, и что от них требуется. Нам пришлось приложить много усилий, чтобы их подготовить. И сейчас мы пересмотрели их мотивацию, включили дополнительную оплату нашим сотрудникам за сопровождение к подготовке ИСО, за конкретное его применение, чтобы они поддерживали его в рабочем состоянии и постоянно использовали. Если вдруг по каким-то причинам что-то произойдет, то они лишатся этой мотивации. В целом, если у нас в стране любой медперсонал будет понимать, что такое аккредитация, и выполнять все процедуры, то мы были бы чемпионами мира. 

 

- Стоили ли «игра свеч» по внедрению ИСО 15189?
- Безусловно, да. Прежде всего для нас это увеличение ответственности и контроля. Например, для каждого аккредитованного теста необходима ежемесячная внешняя оценка качества, ежедневная внутренняя, которую мы регламентировано проводим, это и расходы, связанные с улучшением работы логистики, ужесточение сроков доставки и др. Но с одной стороны, у нас и раньше были значительные расходы на качество услуг, а с другой, конкуренция растет, и если мы хотим оставаться лидерами рынка, нам надо быть на шаг впереди своих конкурентов. Ну и, конечно же, такой немаловажный аспект, как влияние на отраслевые стандарты. Благодаря тому, что мы начали внедрять этот стандарт, многие частные и государственные лаборатории, особенно в Астане, вынуждены сейчас подтягиваться до нашего уровня с международной аккредитацией. Считаю, это правильно: должна быть специальная лаборатория-ориентир, на которую можно равняться. Игра стоит свеч!

 

- Как выбирали компанию для аккредитации?
- У нас было два критерия. Первый – это чтобы компания была в официальном списке на сайте ILAC и имела опыт проведения аккредитации не только в Европе. Второй, не менее важный, чтобы аудиторы свободно владели русским языком, чтобы мы максимально четко понимали друг друга и могли по максимуму использовать их знания и опыт. По этим двум критериям наиболее подходящей оказалась Словакская Народная Аккредитационная Служба, имеющая более чем 20летний опыт.

 

 

- Коснулась ли аккредитация работы пунктов забора биоматериала?
- Конечно, в частности фиксации времени, улучшения качества обслуживания и др. Кроме того, в целом 2014 год мы обозначили для себя «Годом высокого сервиса». Помимо всего прочего это включало и внедрение нового формата пунктов забора биоматериала – «Мегапроцедурные кабинеты». «Мегапроцедур-ный кабинет» – это кабинет высокого сервиса, который позволяет по специальной технологии обслуживать большое количество людей (до 200 человек) в течение короткого времени. Это электронная очередь, порядок, отсутствие нервной обстановки. Зачем это нужно? Мы видим по клиентам, что зачастую, сдавая какие-то анализы, человек не хочет, чтобы об этом услышали окружающие. Чтобы клиентам было комфортно, мы и внедряем новые технологии и стандарты обслуживания. Пока мы отрабатываем их в Астане и Караганде, а затем будем тиражировать положительный опыт.

 

- Каковы планы на следующий год?
- Планов достаточно много. На сегодняшний день мы провели аккредитацию лаборатории только в г. Астане. По плану впереди еще 5 лабораторий, которым предстоит пройти аккредитацию. У нас есть специальный отдел, который мониторит эти процессы, разрабатывает спецстандарты, прописывает процедуры, т.к. у каждой лаборатории есть свои технологические особенности (оборудование, назначение и пр.), т.е.отличаются процедуры. С учетом этих требований важно правильно их проанализировать и определить, требуются ли какие-либо изменения, или можно оставить все как есть. Затем прописать их. Здесь мы, конечно же, будем широко привлекать сотрудников лаборатории в г. Астане, уже прошедшей аккредитацию, чтобы тиражировать их опыт и знания среди остальных лабораторий. В целом, мы хотим перейти на стандарт 15189 во всех наших лабораториях, а они у нас имеются во всех областных центрах. Следующий год предварительно будет либо годом Высокой Эффективности, либо Результативности. Сейчас это обсуждается. Вопрос в том, чтобы сделать все прозрачным, а значит, минимизировать свои расходы и довести их до оптимальных цифр. Мы уже начали этот процесс, заключив прямые контракты с производителями оборудования и реагентов (SIEMENS, ROCHE), исключив посредников и сократив расходы. Другое направление – сервисная служба. Мы, например, объединили усилия с одним из учебных заведений, заключив с ними договор о подготовке инженеров по медицинскому оборудованию. Подарили им анализаторы, чтобы они учились на нем работать и ремонтировать. Причем это не просто старые неисправные анализаторы, а вполне рабочее оборудование, на котором можно выполнять тесты и учиться их разбирать и собирать. Лучших выпускников мы отберем и пригласим к себе в нашу сервис-службу, которая работает по всему Казахстану. Резервов здесь достаточно много, и мы намерены над ними работать. Конечно же, будем расширять линейку продуктов за счет новых для нашей страны тестов (молекулярно-генетические исследования и др). Будем осваивать российский рынок и т.д.
Главное - работать и идти вперед!

 

УЛАГАТТЫ МЕДИЦИНА
4 (6) АВГУСТ–СЕНТЯБРЬ 2014

Текст: Мадина Нургалиева

Поделиться в социальных сетях: